В современной педагогике
всё больше намечается тенденция к перемещению акцента с методов, обеспечивающих
процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребёнка.
Основой таких технологий является моделирование
интеллектуальной деятельности, способствующей проявлению и формированию креативности
непосредственно в учебном процессе. Такие модели должны содержать как элемент
заданности, который обеспечивает целенаправленность формирования и возможность
трансляции тренинговой технологии, так и элемент неопределённости, необходимый
для возникновения творческой деятельности.
Задача такого обучения –
обеспечить возможности использования законов моделирования для
совершенствования содержания и мотивов обучения детей, как образовательных, так
и групп компенсирующей направленности.
Придерживаясь мнения ряда
специалистов о том, что вне зависимости от специализации знания, существуют
универсальные закономерности человеческого мышления, и параметры креативности,
сформированные на одном материале, можно переносить на другие виды
деятельности. Для этого необходимо было создать комплекс моделей, которые не
только способствовали бы развитию мышления и воображения, а являлись бы, кроме
того, инструментом самопознания и саморазвития, стимулировали и корректировали
речь.
Оригинальность этого
комплекса заключается, прежде всего в особых правилах выполнения каждого
упражнения. Предлагаемые правила обеспечивают организацию и моделируют операции
процесса творческого мышления и тем самым вырабатывают компоненты мышления, определяемые психологами как
творческие.
В целом упражнения
предложенного комплекса направляют процессы осознанной отработки и усвоения
информации, вырабатывая навыки активной
познавательной деятельности детей.
Упражнения по созданию и
применению моделей слов, понятий, рассказов, сказок предлагают работу с
наиболее творческим материалом – языком, активизируют и обогащают словарь, учат
свободному владению словом, облегчают задачу вербализации мыслей, сокращают
время решения поставленных образовательно - коррекционных задач.
Модели, разработанные на
базе системного подхода, способствуют организации эффективных процессов
усвоения, в основе которых лежит логическая память.
Работая с моделями, ребёнок
выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является
энергетическим центром творческой деятельности.
В основу работы по
использованию моделей в коррекции речи детей положен педагогический подход
формирования устойчивого интереса к речетворческой деятельности, осознание
культуры речи и значимости родного языка, формирование устойчивой памяти и
внимания.
В соответствии с этим
подходом формируется цель и задачи работы.
ЦЕЛЬ:
Совершенствование практики осознанного овладения ребёнком логики родного
языка.
ЗАДАЧИ:
I.
Активизация
интеллектуальных усилий ребёнка:
внимания, памяти, воображения, мышления при обучении пониманию языковых
значений и создании наглядных моделей слова.
II.
Совершенствование понимания детьми грамматических
форм, ясности и конкретности значения каждого члена предложения.
III.
Развитие умений детей в использовании модальных
образов, как эталонов отражения
смысловой стороны речи.
IV.
Воспитание у детей устойчивого интереса к речевой
деятельности.
V.
Создание практического и наглядного материала для
повышения эффективности усвоения детьми лексико – грамматческих категорий и
развития связной речи.
В
психолого-педагогическом словаре В.А. Мижерикова моделирование рассматривается как метод
обследования объектов на их моделях;
построение и изучение моделей реально существующих в природе и обществе
предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют
предметное и знаковое (информационное) моделирование. Предметным называется
моделирование, в ходе которого исследование ведётся на модели,
воспроизводящей определённые геометрические, физические, динамические либо
функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании
моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в некотором алфавите
(естественного или искусственного языка).
Модель – (лат. modulus – мера,
образец).
1. Схема,
изображение или описание какого-либо
явления или процесса в природе, обществе;
2. Аналог
определённого фрагмента природной или социальной реальности.
Моделирование в обучении
имеет два аспекта: моделирование, как содержание, которое учащиеся должны
усвоить, и моделирование как учебное действие, средство, без которого
невозможно полноценное обучение. С помощью моделирования удаётся свести
изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому,
незнакомого к знакомому, то есть сделать любой сложный объект доступным для
тщательного и всестороннего изучения.
ОВЛАДЕНИЕ
НАГЛЯДНЫМИ МОДЕЛЯМИ
В разных видах своей
деятельности – игре, рисовании, конструировании, лепке, аппликации – дети
дошкольного возраста отображают окружающий мир. Но отображают его не точно, не
буквально, а выбирая и изображая только некоторые, наиболее важные для них особенности
предметов, действий и взаимоотношений людей. В результате дети (конечно, не
намеренно, сами этого не осознавая) создают не копии, а наглядные модели
окружающего, изображающие разные типы отношений между предметами и явлениями.
Так, в сюжетно-ролевой
игре дети моделируют (изображают) отношения между взрослыми людьми, в рисовании
и конструировании – отношения между предметами и частями предметов.
С этой точки зрения
особенно показательны детские рисунки, которые и по внешнему виду, как мы
знаем, напоминают схему, то есть один из основных видов наглядных моделей,
применяемых взрослыми людьми.
Через обучение и
руководство разными видами детской деятельности взрослые, таким образом,
передают ребёнку накопленный
человечеством опыт построения наглядных моделей, отображающих внешний
мир.
Благодаря развитию
знаковой функции, которая зарождается в раннем детстве, дети улавливают связь
между создаваемыми или наглядными моделями и теми явлениями действительности,
которые эти модели изображают, понимают, что это обозначение разных сторон
действительности.
Создание реальных наглядных
моделей по общему закону перехода внешних действий во внутренние становятся
источником построения и использования детьми модельных образов – наглядных
представлений о разных сторонах действительности, в которых в отвлечённом и
обобщённом виде обозначены отношения вещей.
I этап
Его задачей было дать
детям представление о слове, как знаковой единице языка, возможность
обозначения слова схемой или графическим знаком, а также выбор оптимального
решения из предложенных вариантов.
В содержание работы I этапа входило создание
«моделей слов», обозначающих предмет (одушевлённый, неодушевлённый), действие,
признак предмета.
МОДЕЛИ СЛОВ
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
|||||||
одушевлённый неодушевлённый слово-действие слово-признак
предмет предмет
ВОЗМОЖНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МОДЕЛИРОВАНИЕМ СЛОВ
«НАЙДИ И СКАЖИ»
Краткое
описание:
Вверху на
карточке картинки живых и неживых предметов. Внизу – карман для моделей
предметов. Ребёнок должен поставить под картинку соответствующую модель
предмета и правильно задать вопрос: (кто
это? или что это?)
|
«ПОДБЕРИ
КАРТИНКИ К МОДЕЛЯМ»
Краткое
описание:
Детям предлагается найти и разложить картинки предметов, соотнося их с
моделями.
|
|
«ПОДБЕРИ К
ПРЕДМЕТУ ДЕЙСТВИЯ (ПРИЗНАК)»
Краткое
описание:
На карточке
нарисованы модели: слово-предмет и
нескольких слов-действий. Детям предлагают назвать предмет и подобрать к нему
слова-действия.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||||||
ЛИСТ ВИСИТ ЛЕТИТ ПАДАЕТ КРУЖИТСЯ ШУРШИТ
Детям
предлагается назвать как можно больше слов-признаков к слову-предмету
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||
РЕЗНОЙ ЗЕЛЁНЫЙ ЛЁГКИЙ БЕРЁЗОВЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ЛИСТ
«ПОДБЕРИ К ДЕЙСТВИЮ ПРЕДМЕТЫ»
Краткое
описание:
Детям
предлагается назвать как можно больше слов-предметов к слову-действию:
![]() |
|||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|||||||||||
МЫТЬ КУКЛУ РЕБЁНКА ЩЕНКА ЧАШКУ МАШИНУ
«СКОЛЬКО»
Цель: Учить детей правильно подбирать числительные «один» или «одна» к
существительному и наоборот – существительного к числительному.
Содержание: Логопед предлагает детям послушать, как по-разному
говориться про некоторые предметы: один кубик,
но одна кукла, один огурец, но одна
книга. Затем предлагает найти картинки, про которые можно сказать «одна» и поставить под карточкой-схемой
(обозначающей девочку), а про которые можно сказать «один» - под карточкой-схемой, обозначающей мальчика.
|
|
II этап
Преследовалась цель: дать детям представление о предложении и его
составе на базе моделей.
Так как
наглядно-действенное мышление детей продолжает, в шестилетнем возрасте,
всё-таки оставаться превалирующим, то «код» слова сыграл достаточно важную роль
в эффективности материала детьми.
В дальнейшем детям
предлагается работа с карточками – моделями для составления по ним предложений.
Предложения даются с последующим усложнением.
Составление предложений, используя модели слова - полоски.
Составление предложений, используя модель предлога
Составление предложений, придумывая подходящий предлог.
Наращивание количества слов в
предложении.
Составление предложений, используя частичное моделирование, модели
слов-признаков и слов-действий
Составление предложений,
используя полное моделирование предложения.
- показывает большую
букву в предложении.
III этап работы
III этап работы включает «кодирование» короткого описательного рассказа.
Цель: развитие связной речи, творческого воображения и логического
мышления. Модель выступала как подсказка.
Разработка системы занятия
с использованием модели дала с первых шагов положительные результаты.
Обратили внимание на факторы, облегчающие процесс
становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, что и
заложено в основу зрительного восприятия рассказа через модель.
В качестве второго
вспомогательного фактора мы видели – создание графического (схематического)
плана высказывания. Важность последовательного размещения в предварительной
программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое
звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
У детей с нарушением речи затруднения
возникали в следующем:
-
самостоятельно определить при рассматривании
предмета его главные свойства и признаки;
- установить
последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом
рассказа-описания.
Использовав созданные с
помощью детей модели, схемы и графические изображения, подошли к первому
упрощённому описательному рассказу.
1) составление
рассказа о времени года;
2)
составление рассказа о игрушке;
3)
составление рассказа о овоще.
Достаточно сложной
ступенью в развитии связной речи ребёнка является творческое рассказывание и
сочинительство, которое пользуется у детей особой популярностью. В развитии
воображения детей художественно-речевое творчество, наряду с другими видами
деятельности, играет важную роль.
Помочь детям в
придумывании рассказов и историй можно с помощью предметных картинок (их может
быть любое количество). Дети выкладывают картинки каждый раз в новой
последовательности.
Для использования детского
литературного творчества можно предложить придумать «Разноцветные рассказы».
Детям предлагается в
качестве исходного наглядного материала полоски бумаги различных цветов, на
основе которых, собственно, и придумывается рассказ или сказка.
Предварительно перед
составлением «Разноцветных рассказов» можно поиграть в игру «Что бывает такого цвета?»
Благодатным материалом для
развития связной речи является сказка. Значение её в развитии и воспитании
детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и
неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала
каждого ребёнка.
Живой и выразительный язык
народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.
Хорошим подспорьем в
обыкновенном пересказе сказки служит её модель. Это поэтапная схема действий
персонажей. Кроме того, наличие зрительной схемы-плана делает такие рассказы
чёткими, связными, полными, последовательными.
Модель сказки «Три
поросёнка»
Модель
сказки «Колобок»
IV этап работы
Цель: дать понятие о системе словообразования на основе модели.
Модель выступает как способ
образования слов.
Непонимание структуры сложного
слова приводит к аграмматизации в высказываниях и на письме.
Овладение наглядным приёмом
создания слов сложной слоговой структуры даёт в руки ребёнка инструмент
самостоятельной работы со словом. Пользоваться этим инструментом, и была задача
данного этапа.
Землекоп, овощерезка.
Сенокос, листопад
V этап работы
Заучивание загадок, пословиц, поговорок, стихов.
Цель: посредством модели развивать память детей, обогащать словарь,
развивать эмоциональность и выразительность речи.
В связи с тем, что
ребёнок дошкольного возраста часто не умеет сам прилагать волевых усилий для
намеренного запоминания необходимо научить его запоминанию.
Произвольное запоминание
– это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребёнку в трёх отношениях:
она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению
речи, интенсивнее развивает эстетические чувства – чувство поэзии, чувство
прекрасного в языке, укрепляет память – образную, связанную с воображением;
вербальную (словесную) , связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным
видом памяти.
Обычно к концу учебного года
детьми забываются стихи, изученные в начале учебного года. Показав такие
модели, дети легко вспоминают их. Так схемы-модели способствуют развитию
памяти.
А.Н.Плещеев «Травка
зеленеет..»
И.З. Суриков «Зима»
В загадке или совсем не
называется предмет, или называется другой предмет, похожий на тот, который мы
загадываем.
Висит за
окошком кулёк ледяной,
Он полон
капели и пахнет весной. (сосулька)
К маме –
речке бегу
И молчать не
могу
Я её сын
родной,
А родился
весной. (ручеёк)
Стоит
Антошка на одной ножке. (гриб)
Сам – худ, голова – с пуд. (молоток)
Когда я ем –
я глух и нем.
Без труда – не выловишь рыбку из пруда.
Кто не
работает – тот не ест.
Что написано пером – не вырубишь топором.
Применение
моделирования сократило время для заучивания стихов. Сделало работу более
увлекательной, творческой, стимулирующей воображение, память, научило детей
логически мыслить.
VI этап работы
Цель: заучивание авторских диалогов, используя модели.
Игровой диалог – это
искусственная речевая среда, но имеющая свои преимущества. Искусственно
созданные ситуации игрового диалога побуждают ребёнка к свободному речевому
общению. Заученный текст вселяет уверенность в своих силах и возможностях. Говорить
выразительно и громко за героя (мышонка, слонёнка и т.д.) намного легче, чем за
себя.
Игровой диалог помогает преодолеть
скованность ребёнка, благотворно влияет на общение, психологическое состояние,
вызывая встречную активность, затрагивая интересы и фантазию, развивая
воображение.
Для педагогов это –
своеобразная программа практических, творческих подходов к обогащению словаря
детей, к формированию внятной, громкой, выразительной, грамматически оформленной
речи ребёнка, помогающая решать проблемы системности, взаимосвязи,
последовательности различных средств и форм работы с детьми, снимающая
возникающие трудности подбора.
«Огурец и помидор»
Помидор: -
Посмотрите, огурец – формы удлинённой,
Говорят, что ты поспел, а
совсем зелёный.
Огурец: - Круглый
ты и красный – это же прекрасно!
Мы с тобой на диво
смотримся красиво!
Помидор: -Ты
о чём приятель? Ты о чём дружище?
Огурец: - Я о том, что скоро попадём мы в пищу!
Нас с тобой посолят, сделают салаты,
Ведь зимой холодной овощам
все рады!
«Морковка и кабачок»
Морковка: -
Почему, ты такой толстый кабачок?
Кабачок: - Ах, морковка, сам не знаю,
Отлежал себе бочок!
Морковка: -
Как лежать тебе на грядочке не лень?
Занимайся физкультурой
каждый день!
Кабачок: - Я бы рад скакать и прыгать день-деньской,
Если б был я, как и ты,
такой худой.
«Волшебница корова»
- Не больна
ли, ты, корова?
- От чего
же, я здорова.
- Неужели
целый день
Траву жевать тебе не лень?
- Мне
приходится жевать
Чтобы молоко давать.
Люди из него прекрасно
Творог делают и масло,
А ещё сметану, сыр,
Йогурт, сливки и кефир.
- Для меня
всё это ново,
Ты, волшебница – корова!
Вывод:
При
ориентировке на использование моделей в логопедической работе с детьми были
взяты общие законы последовательности усвоения детьми различных элементов языка
в норме.
Использование
этих закономерностей позволило детям, владеющим определённой стороной речи,
совершенствовать её, при этом развивая восприятие, воображение, память,
мышление, а детям с аномалиями развития усвоить те или иные стороны родного
языка (лексику, фонетику, грамматический строй).
Взяв за
основу моделирование, как учебное действие, и руководствуясь психологическими
особенностями ребёнка, который непроизвольно в своей деятельности создаёт и
манипулирует наглядными моделями, понимая и принимая их, решено было
исследовать модель в обучении детей осознанному обозначению слов – предметов,
действий, признаков.
Введение
модели позволило логопеду эффективно вести работу по формированию мыслительных
операций над словами, развивать внимательное отношение к речи, совершенствовать
память, внимание.
Учитывая, что
у данной категории детей неустойчивое внимание и память, что дети быстро
утомляются, введение игровых упражнений с моделями явилось одним из приёмов,
который позволил успешно решить поставленные задачи.
В более
короткий срок ребёнок научился оперировать словами в различных ситуациях и
вариантах, чем значительно обогатил свой словарь. Появился интерес к семантике
слова.
На занятии
создавалась ситуация максимальной индивидуальной загруженности ребёнка, что
давало его высокую продуктивость.
Использование
модели позволило ребёнку удерживать в памяти гораздо большее количество
информации, что оказывало положительное влиятельное на развитие познавательных
интересов и интеллекта.
Повысился
уровень произвольного запоминания. Решение коррекционных задач занимало по
времени меньший промежуток. Интерес к учебному процессу принял осознанный
характер.
Умение
оперировать заместителями предметов: схемами, моделями, графическими
изображениями, дало в руки ребёнку средство познания родного языка, его
лексико-грамматических категорий в увлекательно-игровой форме.
Работая с
моделями, ребёнок научился не просто наблюдать, быть слушателями, но активно
участвовать в речетворческой деятельности, быть энергетическим центром
предлагаемой работы.
Он учился
осознанно, с интересом и энтузиазмом.
При таком
обучении мышление детей приобрело высокую степень отвлечённости и обобщённости.
Они научились отделять главное от второстепенного, понимать, что все явления
связаны между собой, в том числе и определённый речевые закономерности, что для
решения любой мыслительной и речевой задачи необходимо найти ту связь, которая
в данном случае существенно и отбросить всё остальное.
Результаты
наглядно определились в средах усвоения материала детьми и творческом подходе к
решению поставленных перед ними задач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий